Вернуться к списку новостей

Обзор Niviuk Roller

24 января 2017

Предлагаем Вам познакомиться с подробным обзором нового крыла Roller от Niviuk, которое тестировал известный английский пилот Carlo Borsattino при поддержке английской парапланерной школы и магазина Flybubbleteam. Перевод Александра Леонова. 

 

Roller – долгожданная замена популярной модели Niviuk Zion 2010 года. В то время Zion был провозглашен многими пилотами как «крыло нового типа». Он не являлся ни стандартным полноразмерным парапланом, ни спидглайдером. Сейчас мы такие крылья называем «mini wing» - мини-крылья.
Zion был 4–рядным (3 А, 3 В, 3 С, 2 D) с удлинением 4,9 и триммерами, доступный в 15, 17 и 19 м² размерах с рекомендуемой максимальной загрузкой 91-115 кг (не рекомендуется грузить по низу).

 

Roller – 3-рядка (2 А, 2 В, 2 С), общая длина строп приблизительно на 33 % меньше, с удлинением 4,3, оборудован как триммерами, так и акселем, доступен в 4 размерах: 14, 16, 18 и 20, охватывающих более широкий диапазон летного веса (от 60 до 120 кг). Преимуществом Roller является то, что он сделан из новых материалов с использованием современных технологий, которые, по словам Niviuk, улучшили его летные характеристики (глайд, скорость снижения, скорость), увеличили диапазон скоростей и повысили пассивную безопасность (устойчивость к сложениям и способность к раскрытию).

 

Первые полеты

Первый шанс попробовать Roller предоставился мне ранним утром в динамике на Devils Dyke . Летали дельты и несколько подвешенных сильным ветром парапланов. Большинство пилотов сидели на земле и ожидали обещанного прогноза. Ветер был около 8 м/с и косил на 20 градусов относительно склона. Я летал на Roller 20 (грузил около 92 кг, вилка 90-120 кг) и был впечатлен, как он управляется, при нормальном снижении и превосходных для миникрыла ЛТХ. Там, где обычные крылья упирались в ветер вдоль хребта, у меня было заметно больше свободы передвижения. Отличное первое мини-крыло для пилота с уже развитыми навыками управления парапланом (НЕ ДЛЯ НОВИЧКОВ!!!)

 

На следующий день я полетал на Roller 16 в Firle. Поначалу ветер был максимальный для стандартных парапланов – до 10 м/с – хорошо для Roller, однако вскоре ветер значительно ослаб (до 4,5 – 5 м/с). Хотя многие обычные крылья были на высоте хребта и боролись за выживание, Roller был в состоянии удерживать высоту, благодаря своим отличным ЛТХ в комбинации с использованием зон максимального подъема вблизи рельефа. Большая скорость и фановое поведение крыла заставили меня улыбнуться. На нем можно побаловать себя свупингом. Вскоре ветер совсем стих и началась термичка... Настало время положить Roller и заняться другим типом полетов.

 

Через несколько дней погода поменялась, начал дуть юго-западный ветер 6 – 7 м/с, на вершине холма 9+ м/с. Я направился прямиком на гору Caburn, на которой несколько пилотов обедали и занимались оттачиванием искусства ожидания погоды. Я бы тоже никогда не вытащил свой обычный параплан в таких условиях. Ветер был сильный и довольно порывистый.


Зато Roller 16 загруженный до 92 кг был в своей стихии: я не имел проблем с наземкой, несмотря на полную жопу вокруг, даже когда я себя засунул в эффект Вентури прямо на вершине холма. Поднять крыло, опустить, даже при стандартном (самом медленном) положении триммера было очень просто. Если бы я летал на обычном крыле, скорее бы всего меня протащило через репьи и коров прямиком в ротор, ну а на Роллере я полетал пару часов в свое удовольствие и знакомился с крылом.

 

На земле

У Роллера достаточно удобные свободные концы. Не слишком широкие, чтобы создавать сопротивление, и не слишком узкие, чтобы было неудобно при наземке. Я понял, что легко могу поймать ряды в любое время – когда просто поднимаю над головой, когда хожу с ним по холму, когда подскладываю его или держу его внизу в сильный ветер.

 

Еще один приятный момент – свободные концы разных цветов - красного и зеленого. Было бы еще лучше, если бы и триммера были бы также раскрашены. Также я предпочитаю роликам, которые использует Niviuk, керамические кольца для клевантных строп.
Задние ряды хорошо удерживают крыло внизу. По правде сказать, это не сильно мне было и нужно (хотя я летал в достаточно сильный ветер до 10 м/с), достаточно потянуть за клеванты, но знать об этом полезно для полетов в более сильный ветер.

На старте Roller легко наполняется воздухом, требуется немного потянуть за ряды, можно помочь корпусом – в зависимости от ветра. Если намеренно перетягивать клеванты, симметрично и асимметрично, испытывая устойчивость крыла и способность к восстановлению, можно говорить о том, что параплан относительно устойчив к сваливанию.
Естественно, что если летать на крыле меньшего размера и в более сильный ветер, то все происходит намного быстрее, что требует от пилота реакции и определенных навыков. При этом у новичка крыло может выстреливать и обгонять его. Маленькие крылья лучше управляются, четче реагируют на действия пилота, особенно при сильном ветре, также их проще сорвать, когда вам это нужно. Для своего размера Roller 16 достаточно просто поднимается, хорошо управляется на земле, и многое прощает в сравнении с другими подобными мини-крыльями аналогичного размера.

В полете

Полетав на Roller всех 3-х размеров, я бы описал их управление как точное, живое и отзывчивое. Скорость, управляемость и ощущения в целом меняются в зависимости от размера и загрузки. В целом, с уменьшением размера и увеличением загрузки увеличивается скорость и динамика в целом. Сравню крылья при загрузке 92 кг.

 

Roller 20. Немного более быстрый и динамичный, чем крыло стандартного размера. Управление относительно простое, не намного более сложное, чем у обычного параплана, для уплощения поворотов надо использовать внешнюю клеванту. В предельный для параплана ветер у меня получалось нормально стартовать, с легкостью стоять с крылом, и вообще было больше свободы передвижения, хотя посадка на вершину холма требовала более глубокого захода для посадки против ветра и тем самым снижения скорости относительно земли. С уменьшением скорости ветра скороподъемность уменьшилась, при этом я обнаружил, что по-прежнему поворачивая плоско, у меня получалось парить почти как обычные крылья и скорость снижение была, как и ожидалось, небольшая. Тем не менее, даже с учетом того, что Роллер был в максимальном размере, ввиду повышенной воздушной скорости и скорости на посадке, приземление на склон достаточно требовательно к пилоту, необходимо четкое управление и больше контроля.

Roller 16. Значительно быстрее и динамичнее стандартного крыла. Требует большей реакции пилота, более точного управления для сохранения безопасного курса (ни во что не влететь) и контроля, чтобы не допустить раскачку. Рядом с холмом необходимо значительно больше внимания, так как скорость крыла выше и надо лучше оценивать ситуацию вокруг вас. Скорость снижения и воздушная скорость в поворотах сильно увеличиваются. Чем более крутой поворот вы хотите сделать, тем меньше используем внешнюю клеванту и тем внимательнее контролируем расстояние до земли!

В результате подобного поворота увеличение скорости и потеря высоты могут быть достаточно захватывающими либо страшными – все зависит от точки зрения пилота. Если вы наберете на хребте немного высоты, а затем отлетите в сторону (как я и делал много раз пока тестировал крыло) и повернете по ветру, то чем ближе вы будете подлетать к холму, тем больше будет расти ваша путевая скорость (до 15 км/ч и более). Не забывайте контролировать скорость и вовремя развернуться. Посадка ближе к вершине требует значительно более высокого и глубокого захода. И убедитесь, что вы садитесь против ветра!
Roller 18. Как и ожидалось, его поведение нечто среднее между 16-м и 20-м.
Roller в разных размерах больше похож друг на друга, чем Zion. Если Zion 19 был милой кошечкой, то 17-й я мог бы сравнить с рысаком, а 15-й – с диким сумчатым дьяволом! С каким животным я могу сравнить Roller ..? Может быть, с чайкой или дельфином - благодаря его игривой и живой природе

Триммера и акселератор

Как и в большинстве крыльев в Roller триммера в стандартном положении затянуты и мольи располагаются как на рисунке. В таком положении триммеров Roller наиболее замедленный, с наименьшей скоростью снижения и лучшим глайдом (в спокойном воздухе). Так как я в основном парил, я и летал с зажатыми триммерами, поэтому я не могу сказать насколько вырастет скорость, если их отпустить.

Roller немного необычное для фрифлая крыло тем, что помимо триммеров у него есть и акселератор. Комбинация акселератора с триммером наделяет крыло существенно большим диапазоном скоростей, чем у обычного параплана, у которого есть только аксель, либо чем у мини крыльев или спидиков, у которых есть только триммера. Это может быть очень полезно и для взлета, и для полета, и для посадки. Это также означает, что вы можете использовать триммер и затем выдавить аксель, чтобы добавить скорости.
Тем не менее, надо понимать, что чем более вы отпускаете триммера и выдавливаете аксель, тем больше вероятность, что вы можете поймать сложение с более непредсказуемым результатом.

Ну и в какой ветер – слишком ветрено?

Я удивлен, что в описании крыла Niviuk указал возможный для полетов ветер в 70 км/ч (около 20 м/с). Ветер 70 км/ч - это 8 баллов по шкале Бофорта, который также можно описать как «штормовой», при котором «ломаются веточки деревьев и сдувает автомобили». Не хотел бы я летать в такой ветер. Может быть слишком жестко.
Я летал на Roller 16 (70-100 кг) при загрузке 92 кг при максимальном ветре 35км/ч (около 10 м/с). В таких условиях я чувствовал себя прекрасно. Если грузить крыло по верху, я не представляю себе безопасного полета при ветре выше 45 км/ч. Конечно, некоторые смелые пилоты могут попробовать летать и при более сильном ветре. Как говорит Niviuk: «Только пилоты - эксперты должны рассматривать полеты в этих условиях».

Что это за крыло?

Различие между различными типами крыльев может быть достаточно размыта. Когда у вас мини крыло, акрокрыло, крыло для фристайла, спидик (спидфлаер или спидрайдер). Лично я вижу различия между спидиками и мини крыльями в следующем: спидики в первую очередь предназначены для полетов сверху вниз, с более крутым снижением и площадью обычно до 15 м². Хотя на спидиках и можно парить в определенных условиях, но они на это не рассчитаны и получается это у них плохо. Лучшее, на что они способны – это адреналиновые спуски с гор вблизи рельефа. Мини-крылья планируют более полого, имеют меньшее снижение и в первую очередь предназначены для парения в ветре. Как правило, имеют площадь больше, чем 15 м².
Некоторые крылья явно скоростные, некоторые явно мини-крылья, другие похожи на что-то среднее. Если смотреть на крылья Niviuk, старые и новые, я думаю о Zion, Skin и Roller (16, 18 и 20) как о мини-крыльях. Skate 2 – однозначно спидик. Я не летал на Roller 14, но думаю, что он где-то между ними и его классификация будет зависеть от летного веса.

Размеры, загрузка и требования к пилоту

Маленькие крылья по верху загрузки летают быстрее (выше воздушная скорость), имеют более живое поведение и более отзывчивы на действия пилота (при управлении клевантами или весом). Также они имеют бОльшую скорость, снижение и потерю высоты в поворотах. Чем меньше крыло и чем выше загрузка, тем более эти эффекты выражены. Это потенциально повышает требования к пилоту в плане повышенных реакций, скорости мышления и точности управления. Ввиду больших скоростей, пилот должен планировать свои действия всегда на шаг вперед. Если пилот стартует, летает и садится на таком крыле как на обычном параплане, то добром это не закончится. В общем, чем быстрее корабль, тем дороже ошибка, особенно если вы наркоман скорости.

Подытожим...

Если мы полетим на Roller 18 при загрузке по середине вилки, то для пилота кросс-кантри летающем на параплане хай EN B будет вполне комфортно. Roller 16 при загрузке по верху подходит только для более опытных пилотов (сертифицирован как EN C без использования триммеров http://para-test.eu/…/Engl…/2016/2016-09-01_roller_16_en.pdf ) за счет высокой скорости и поведении в поворотах. Зато наземка на Роллерах проще, чем с обычными парапланами.
Для пилотов, которые выбирают для себя мини-крыло для полетов в сильный ветер с отличными ЛТХ, Roller от Niviuk будет отличным выбором!