В этой статье пробежимся по основным возможностям парапланерных полетных приборов и их основным категориям. Рассмотрим, для каких сценариев полетов какие приборы подходят, и с чего можно начать новичку.
Все парапланерные приборы реализуют одну или несколько базовых функций, которые вам могут понадобиться в полете:
Парапланерных приборов напридумывали на любой кошелек и под любые задачи. Стоимость на них колеблется от пары тысяч рублей за простую пищалку то сотни тысяч и более за крутой соревновательный прибор.
Вкратце перечислю основные форм-факторы устройств с примерами.
Самый простой вид вариометра. Обычно в виде маленькой коробочки с одной кнопкой. Стоит 3–5 тысяч рублей. Пример:
https://vpodaroknebo.ru/elektronika/variometr-pishhalka
Такой приборчик умеет только пищать, показывая вашу вертикальную скорость, и больше ничего. Но для поиска восходящих потоков и этого будет достаточно.
Есть пищалки чуть более продвинутые, с поддержкой Bluetooth. Они могут подключаться к другим полетным приборам и работать в качестве внешнего датчика высоты. Например, если вторым устройством вы используете смартфон, но в вашем смартфоне нет барометра – можете докупить такую пищалку и существенно повысить точность определения высоты смартфоном. Стоят чуть дороже, около 7 тысяч рублей.
Пример – пищалка «Баклан»
https://vpodaroknebo.ru/elektronika/variometr-pishhalka-baklan%C2%A0
Такие приборы выглядят уже более серьезно. Имеют экран и какие-то дополнительные опции (запись логов полетов, настройки, отображение профиля высот текущего полета). В этих приборах все еще нет GPS, а из датчиков только барометр. Но дополнительная информация (профили высот, цифровые значения скоростей на экране, усреднения по времени) на самом деле очень помогают.
Я сравнивал в Дагестане, со своим Flymaster B1 я набирал лучше и выше, чем с обычной пищалкой без экрана. Когда на экране видишь, как растут цифры скороподъемности, легче искать ядро потока и можно эффективнее набирать высоту. Пищалка все-таки не способна обеспечить такую точность, так как имеет всего 2–3 градации звука.
Цена на такие приборы уже лежит в диапазоне 20–25 тысяч рублей.
Пример в нашем магазине – Flymaster Vario SD https://vpodaroknebo.ru/elektronika/variometr-flymaster-vario-sd
Если вы уже перешли к маршрутным полетам, вам понадобится прибор с возможностью навигации. Как минимум – поддержка GPS, отображение карты местности и вашего местоположения. Для полетов на соревнованиях вам еще понадобится запись трека маршрута (по которому потом определяются ваши очки) и на продвинутом уровне – всякие хитрые вычисления и подсказки типа «нужно ли мне тратить время и крутить дальше поток, или с такой высоты я уже долечу до финиша по прямой».
Тут у вас есть два основных варианта действий. Либо использовать смартфон с установленным на нем ПО, либо купить специальный прибор.
При этом чем дальше, тем меньше разницы. Если раньше производители приборов под свои устройства делали свое собственное ПО, со своим интерфейсом и фишками, то теперь все больше производителей занимается только железом. И их приборы – это, по сути, специализированный Android смартфон или планшет. С хорошими сенсорами (GPS, барометром, гораздо лучше тех, что стоят в обычных смартфонах), с хорошим экраном, большой батареей, защитой от ударов и т. п. А дальше на него пилот может накатить любое любимое полетное приложение, например XCTrack.
Примерами таких приборов может послужить серия Oudie от Naviter:
https://vpodaroknebo.ru/elektronika/oudie-nf
А есть еще и варианты с собственной прошивкой и интерфейсом от производителя, как Flymaster NAV SD
https://vpodaroknebo.ru/elektronika/variometr-flymaster-nav-sd
Цены на такие приборы обычно соответствуют ценам на хорошие и топовые смартфоны, начинаются от 30–40 тысяч и дальше до бесконечности.
Совершенно не обязательно покупать какой-то сложный дополнительный прибор. На обычный смартфон можно установить полетное приложение и пользоваться им. В современных приложениях, как правило, есть все возможные функции, от вариометра до помощников в термиках и навигации по соревновательным таскам.
Популярные приложения для полетов:
Хорошим вариантом может быть сочетание из смартфона и пищалки с Bluetooth. Или как летаю я: смартфон для трекинга и навигации с установленным XCTrack, отдельный вариометр с экраном (Flymaster B1) для набора высоты и обработки потоков.
Для полетов можно купить б/у смартфон на Авито. Так вы сможете, во-первых, не рисковать своим основным хорошим телефоном, а во-вторых, так можно купить недорого флагманскую модель прошлых лет, в которой будут все нужные датчики, хороший экран и аккумулятор.
Наличие бародатчика в смартфоне уточняйте дополнительно. Даже одна и та же модель смартфона может иметь разные версии (например, с разным объемом памяти), и этот датчик может быть только в некоторых из них. Сами продавцы могут быть не в курсе, есть он или нет.
Никто вам не мешает взять одно из перечисленных выше приложений, поставить его на свой собственный телефон и получить все функции (треки, GPS, навигацию, всякие ассистенты и помощники) практически даром. Но у специализированного прибора есть ряд преимуществ перед смартфоном:
Платить за все это приходится немаленькой ценой. Тут уж каждый может решить сам, стоит оно того или нет.
Выбор устройств зависит от вашего кошелька и задач. Ниже приведу некоторые варианты для разных этапов развития пилота.
Первые полеты будут проходить сверху вниз, без обработки потоков, так что с самого начала прибор вам не нужен вообще, и будет только мешаться и отвлекать.
Когда вы перейдете к попыткам выпарить в восходящих потоках – вам нужен будет любой вариометр. Подойдет самый простой – например, простая пищалка.
Когда вы начнете летать в термичку и улетать со своего поля, вам уже понадобится навигация. Дальше у вас есть выбор:
Если на этапе обучения вы уже купили пищалку или простой вариометр, то добавьте к нему смартфон, и вам этого набора хватит надолго.
Если вы летаете на Можайке или возле других склонов, то в принципе можете обойтись и без прибора. На малой высоте (десятки метров над рельефом) вы еще вполне сможете оценить вертикальную скорость по скорости приближения/удаления земли. Но в слабых условиях хороший вариометр вам может помочь нащупать-таки ту слабую и еле заметную зону подъема, которая позволит продержаться подольше. А прибор с GPS сможет рассчитать скорость ветра и предупредить, если тот станет слишком сильным и появится опасность сдувания.
На соревнования вам обязательно нужен прибор, умеющий писать треки, ведь именно по ним оценивают результат и выявляют победителя. Тут опять же подходит или ПО наподобие XCTrack, или специализированный прибор с GPS.
На соревнованиях уже вылезают преимущества приборов. Полеты становятся дольше, сложнее, батареи смартфона может едва хватать на 3–4 часа работы в тяжелых условиях (паляще солнце, перегрев, постоянная запись трека). В то время как хороший прибор выдержит в таких условиях несколько десятков часов.
Многие пилоты летают сразу с двумя устройствами – прибор + смартфон или два смартфона. Так как очень обидно бывает, если в полете единственный прибор вдруг выключится, и вы останетесь без трека и без результата за этот день.
Еще пара слов про то, куда же эти приборы девать?
Золотое правило любых высотных работ: все что не было привязано – будет утеряно. Поэтому любые ваши приборы и устройства, которые вы будете в полете доставать из застегнутого кармана, должны быть обязательно привязаны крепкой веревочкой. Иначе потеря их – лишь вопрос времени.
Маленькие пищалки без экрана можно привязать за веревочку (обычно идет в комплекте) к чему угодно. Иногда их привязывают к шлему, чтобы было лучше слышно. Иногда к ремням подвесной системы. Иногда просто кладут в карман, писк все равно слышно, а смотреть в полете на нее не надо.
Для одного прибора может подойти наколенное крепление. Стоит недорого, размещается вполне удобно. На время обучения подойдет.
Но для двух и более приборов пора будет уже задуматься о кокпите. Кокпит в парапланеризме – это такая сумка, которая вешается на грудь, имеет доску для крепления приборов и отделение для хранения вещей (павербанков, еды, перчаток, очков и прочего полезного, что должно быть под рукой).
Например, вот такой кокпит есть в продаже:
https://vpodaroknebo.ru/aksesuaryi/kokpit-macpara-obnovlyonnyij-bez-zapaski
Стоят 5–20 тысяч в зависимости от материалов, количества отделений и прочих наворотов. Для начала сойдет самый дешевый, на который влезут ваши 1–2 прибора.
Надеюсь, после прочтения этой статьи стало понятнее, какие именно приборы существуют, как их сочетать и какой выбрать для конкретно вашего вида полетов и уровня.
Посмотреть ассортимент приборов в наличии можно на сайте https://vpodaroknebo.ru/elektronika
Если остались вопросы – задавайте в ученическом чате или на поле, и инструктора помогут вам определиться с выбором.
Автор: Егор Смирнов https://vk.com/id1567